В системах GPS мониторинга транспорта контроль за расходом топлива осуществляется с помощью датчиков топлива, которые монтируются в транспортное средство и подключаются к бортовому оборудованию.
Бортовое оборудование (GPS трекер) определяет местонахождение, скорость и направление движения транспортного средства и считывает данные со всех датчиков топлива, которые подключены к нему. Собранные данные кодируются и передаются по каналам мобильной связи на телематический сервер, где они обрабатываются, хранятся и пересылаются через Интернет на компьютер диспетчера / пользователя. Вся информация о заправки, сливы, расход топлива отображается в удобном для восприятия виде: в форме графиков, таблиц, треков на электронных картах.
По принципу измерения датчики топлива делятся на датчики уровня топлива и датчики расхода топлива.
Датчики уровня топлива (емкостные и ультразвуковые) осуществляют замеры уровня топлива в топливном баке транспортного средства, система фиксирует заправки и сливы. Датчики расхода топлива (проточные датчики) определяют лишь расхода топлива.

Датчик уровня топлива

Для контроля уровня топлива в топливном баке можно использовать штатные датчики топлива автомобиля или высокоточные электронные датчики уровня топлива.
Дешевле подключить штатный датчик автомобиля в бортового оборудования (GPS трекера). При этом нет никакого вмешательства в топливную систему. Однако погрешность при этом будет достаточно велика: для отечественных автомобилей – до 20%, для автомобилей иностранного производства 5-10%. Износ датчика при этом тоже имеет значение. Таким образом, подключение штатного датчика топлива к GPS трекера позволит с определенной точностью контролировать расход топлива и фиксировать факт (место и время) заправок и сливов.
Значительно более точной является установка в топливный бак высокоточного электронного датчика уровня топлива. Наиболее распространенные типы – это емкостный и ультразвуковой датчики топлива. Они не имеют движущихся частей, не изнашиваются. Погрешность этих датчиков примерно одинакова и составляет до 1% от объема топлива в баке, а цена намного меньше одной полной заправки грузового автомобиля. То есть, если при подключении к штатному датчику можно увидеть место и время заправки или слива топлива, то при наличии высокоточного датчика система фиксирует сколько литров заправлено / слито.
Особенности данного метода: Нет вмешательства в топливную систему двигателя, возможна установка датчиков практически в любые баки, датчики надежны в эксплуатации, невысокая стоимость. В то же время относительная невысокая точность измерения в случаях, если машина работает на пересеченной местности (из-за наклонов бака) и на небольших отрезках времени / пробега (из-за незначительного изменения уровня топлива).

Датчик расхода топлива

Есть группа транспортных средств, характеризуются относительно высокими затратами топлива и одновременно незначительным перемещением по местности, например – экскаваторы, бульдозеры, погрузчики. Еще одна группа транспортных средств имеет расходы почти (или полностью) независимы от пробега, например – дополнительный двигатель миксера бетономешалки или рефрижератора. В таких случаях для контроля топлива целесообразно использовать датчик расхода топлива (проточный датчик топлива / расходомер / счетчик топлива). В отличие от датчика уровня топлива, который устанавливается непосредственно в бак, проточные датчики топлива устанавливаются в разрыве топливной системы и показывают, не уровень топлива, а сколько топлива использовал двигатель.

Особенности данного метода

Основным отличием проточных датчиков топлива от датчиков уровня топлива является прямой подсчет израсходованного топлива в литрах. То есть в отличие от датчика уровня измеряется расход топлива за любой промежуток времени. В то же время, данный метод не дает возможности контролировать количество топлива в баке, объемы заправок и факты сливов, требует вмешательства в топливную систему.
Установка датчика расхода топлива – достаточно сложная, требует определенной квалификации. Возможно засорение датчика. Присутствует механический износ. Не во все топливные системы датчик возможно встроить. На некоторых машинах установка датчика может привести к изменению условий работы двигателя.

Подытоживая вышенаписанное: штатное датчик уровня топлива позволит примерно определить расход топлива, место и время заправок и сливов, электронный датчик уровня топлива позволит точно фиксировать расход топлива, заправки и сливы, проточный датчик расхода топлива с высокой точностью покажет расход топлива, но не предоставит возможности фиксировать место, время и объем заправок и сливов.